Президент РФ Владимир Путин установил правила игры для крупного бизнеса на 2021 год. 11 марта глава государства собрал большое совещание с представителями списка Forbes, на котором призвал вкладывать деньги в экономику страны, а не направлять в «тихие гавани». Политологи и экономисты в разговоре с URA.RU объяснили, чем предприниматели заслужили такое внимание.
На онлайн-совещании по инвестиционной активности Владимир Путин собрал 81 участника, 66 из которых — представители крупного бизнеса. По своим масштабам мероприятие сравнимо с ежегодными встречами президента и предпринимателей, которые обычно проходят в декабре. В конце 2020-го такая встреча как раз не состоялась, а представитель Кремля Дмитрий Песков тогда убеждал журналистов: «Это не значит, что диалога с бизнесом нет».
В своем приветственном слове президент Путин обнадежил участников словами о том, стране «удалось преодолеть спад в экономике и выйти на ее восстановление». Теперь власть ставит перед собой задачу нарастить к 2030 году на 70% годовой объем инвестиций по сравнению с 2020-м. Для этого государство готово вкладывать больше средств в инфраструктуру, создавать механизмы по снижению рисков и расходов для инвесторов, но ждет ответственного поведения и от бизнеса.
«Можно прогнозировать, что отечественные компании, прежде всего в экспортно ориентированных секторах, завершат наступивший год с хорошим финансовым результатом, — сказал Путин. — Важно, чтобы этот ресурс сработал на развитие России, на развитие экономики страны, на создание новых производств и современных рабочих мест, на усиление позиций российских производителей на внутреннем, да и на внешних рынках. В приоритете должны быть проекты, которые помогут достичь национальных целей развития».
Бизнесмены в свою очередь рассказали Путину, что им мешает инвестировать в новые проекты. К примеру, председатель совета директоров ТМК Дмитрий Пумпянский призвал снижать административные барьеры в промышленном строительстве. Владелец группы ЕСН Григорий Березкин попросил о механизме, который позволит бизнесу не платить по долгам в период снижения цен на продукцию. Руководитель «АЕОН корпорейшн» Роман Троценко предложил заменить налог на имущество для бизнеса на увеличенную ставку налога на прибыль.
Министр финансов РФ Антон Силуанов не смог смириться со списком «хотелок» бизнесменов. «У нас столько инструментов поддержки инвестирования, которые надо просто использовать, — возмутился член правительства. — Бизнес на то и бизнес, что он и рискует, и пьет шампанское, когда у него хорошие прибыли». Но убедить Путина министру не удалось. В завершающем слове президент дал наказ правительству: «Отбрасывать предложения бизнеса не нужно». «Задача правительства создать условия, при которых было бы эффективнее направлять ресурсы не на выплату дивидендов и не на то, чтобы распределить их где-то в тихих гаванях, а на развитие новых бизнесов в Российской Федерации», — вновь вернулся к обязательствам бизнеса Путин.
Совещание президента с бизнесом прошло на фоне тревожных данных об остановке роста российской экономики в январе после ее уверенного подъема в ноябре—декабре, отметил в разговоре с URA.RU политолог и экономист Никита Масленников. «Темпы роста нашей экономики зависят от инвестиционной активности бизнеса, — сказал собеседник агентства. — Данных по февралю еще нет, но статистика за январь показывает, что экономика движется достаточно инерционно, и при нынешней ситуации мы можем не добиться необходимого роста в 3,3% по итогам года. А таких темпов роста требуют социальные обязательства, взятые государством. Так оно гарантировано сможет платить и индексировать пенсии, зарплаты бюджетникам».
Преодолевать экономический спад России мешают и санкции США, отметил проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Напомним, обвиняя Россию в хранении химоружия, Штаты угрожают ввести еще один список ограничений. Экономист объяснил, что в таких условиях бизнес приобретает особую роль в восстановлении страны после кризиса.
«Мы будем продолжать жить в условиях санкций, как жил Советский Союз: с запретом на инвестиции в российскую экономику, с ограничениями на экспорт технологий в РФ. Нужно обходиться своими силами, — объяснил Сафонов. — Единственным лекарством для экономики является инвестиционная активность бизнеса, направленная на повышение технологического уровня компаний. Только так появится возможность отказаться от импорта оборудования, продуктов и услуг, а также снизить зависимость цен от курса доллара и повысить стабильность рубля».
Политолог Дмитрий Журавлев согласился, что российской власти важно продемонстрировать успехи в экономике и в преддверии выборов в Госдуму 2021 года. «Бизнес в регионах не всегда любит власть, ей нужно снизить это неприятие. Кроме того, если рабочих мест станет больше, конечно, и на выборах в Госдуму власть получит больше голосов, — резюмировал Журавлев. — Но важно, чтобы через несколько лет голосов было еще больше. Ведь фундамент под экономическую ситуацию, которая будет в 2024 году, закладывается сейчас».
Автор: Сергей Дианов